avangard-pressa.ru

Понятие «тайны», ее виды и место в правовой системе - Политология

Государственная тайна.

Ускоренное развитие информационных процессов в России обострило проблемы получения и использования общественностью секретной информации, затрагивающей интересы личности и государства. В СССР засекречивание и правовая охрана такой информации осуществлялись на основании не опубликованных в открытой печати секретных инструкций, утвержденных союзным правительством, министерствами, ведомствами и не доступных гражданам.

Распад СССР и самоопределение Российской Федерации, взявшей курс на построение правового государства, вскрыли несоответствие правового режима информации, режимных ограничений новой политической, экономической и психологической обстановке в стране. По мере осознания такого положения государством принимались законодательные и подзаконные акты, регулирующие правовой режим охраны государственных и служебных секретов, а также обеспечивающие правовое закрепление института коммерческой, банковской, профессиональной и иных видов тайн и персональных данных.

Специалисты называют 89 федеральных законов, содержащих нормы о том или ином виде информации ограниченного доступа. К числу основных правовых актов подобного рода следует отнести Декларацию прав и свобод человека и гражданина, Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и другие, а также специальные Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне».

Исследование института государственной тайны актуально не только для выяснения вопроса, какая же именно информация охраняется законом, но и для определения степени открытости государства перед своим народом и мировым сообществом. Законодательство о государственной тайне является своеобразной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой информации. Рамки, принципы и уровень законодательного закрепления института государственной тайны являются показателями современного правового государства.

Учитывая частоту встречаемости и недостаточное толкование в законодательстве понятия «тайна», следует разъяснить его содержание и соотношение с понятием «конфиденциальная информация». В. Даль трактовал слово "тайна" как все сокрытое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, не оглашаемое. Под конфиденциальностью же понимается предотвращение возможности использования информации лицами, не имеющими к ней отношения. Появление в законодательстве об информации термина "конфиденциальность" наряду с термином "тайна", по-видимому, оправдано. Слово "конфиденциальный" происходит от латинского слова "confidentia (доверие)" и означает "доверительный, не подлежащий огласке". Сравнивая смысл названных терминов, можно увидеть, что они, в принципе, обозначают одно и то же.

Тайна есть вид информации, доверенной узкому кругу лиц. При этом основаниями доступа личности к тайне может быть ее профессиональная или служебная деятельность, семейно-брачные отношения и др. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства. Нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.

В юридической науке выделяются несколько видов тайн: государственная, служебная, банковская, коммерческая. В рамках курса «Правоведение» основное внимание уделяется государственной и коммерческой тайнам.

Вопросы государственной тайны в РФ регулируются законом от 21июля 1993г. «О государственной тайне» с учетом изменений и дополнений, внесенных в его текст Федеральным законом № 131 от 6 октября 1997г. Согласно преамбуле, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности государства.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны (ч.2 ст.2 Закона РФ « О государственной тайне»). Характер этих сведений обусловливает их особый правовой статус, выражающийся в процедуре засекречивания и рассекречивания, а также допуска к секретной информации.

Закон РФ «О государственной тайне» определяет отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание (раздел Ш Закона РФ «О государственной тайне») как введение ограничений на их распространение и доступ. Статья 7 Закона РФ «О государственной тайне» закрепляет перечень сведений, не подлежащих ограничениям. К ним относятся следующие сообщения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о ситуации с преступностью; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Засекречивание должностными лицами перечисленных сведений в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального вреда влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность, гарантией чего служит право на обращение в суд.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии со ст.9 и 11 Закона РФ «О государственной тайне» и определяется их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Основным условием засекречивания сведений является их соответствие общему (раздел П Закона РФ «О государственной тайне») и локальным перечням сведений, относимых к государственной тайне. Решение о засекречивании в каждом конкретном случае принимается компетентным должностным лицом, несущим за это персональную ответственность.

Согласно ст.5 Закона РФ «О государственной тайне» к государственной тайне относятся сведения в военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики; материалы разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует размеру ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности вследствие их распространения (ч.1 ст.8 Закона РФ «О государственной тайне»). Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие им грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности»; «совершенно секретно»; «секретно» (ч.2 ст.8 Закона РФ «О государственной тайне»). Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности страны вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ (ч.3 ст.8 Закона РФ «О государственной тайне»).

Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений (ч.5 ст.2 Закона РФ «О государственной тайне»). Эта процедура предусматривает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (ч. 6 ст.2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Установлены три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности (ч.16 ст.21 Закона РФ «О государственной тайне»).

Анализ текста закона позволяет выделить следующие принципы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну: добровольность (допуск граждан и должностных лиц к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке); ограниченность (должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые необходимы для выполнения должностных (функциональных) обязанностей; наложение дополнительных обязанностей (принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частные, временные ограничения прав в соответствии со ст. 24 Закона РФ «О государственной тайне»); повышение ответственности (должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско - правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством).

Закон РФ «О государственной тайне» предусматривает основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне (ст.22), условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне (ст.23) и ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне (ст.24).

Наряду с обычным порядком доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, существует особый порядок допуска к государственной тайне (ст.21): члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к таким сведениям без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне». Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления законом ответственности указанных лиц.

Рассекречивание сведений означает снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям (ч.1 ст.13).

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну являются: принятие государством международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной; истечение срока, установленного при засекречивании сведений, составляющих государственную тайну и их носителей (максимальный срок – 30 лет); необоснованность засекречивания сведений и их носителей; в исключительных случаях срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Руководители органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Эти решения подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

Граждане, предприятия, учреждения и органы государственной власти РФ вправе обратиться в субъекты законодательства о гостайне с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Такой запрос должен быть рассмотрен в течение трех месяцев. При отсутствии полномочий для решения данного вопроса, запрос в месячный срок с момента поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется податель запроса. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. В случае признания судом необоснованности засекречивания сведений, они подлежат рассекречиванию в установленном Законом РФ «О государственной тайне» порядке.

Средства массовой информации в силу своих общественных функций являются одним из барьеров на пути засекречивания сведений, не относимых к сфере государственной тайны согласно ст. 7 Закона о гостайне. Кроме того, СМИ по вышеуказанной причине часто выступают инициаторами снятия грифа секретности с тех или иных сведений. Правоприменительная практика показывает, что часто бывает трудно разграничить обычную информацию и государственную тайну из-за широкого круга должностных лиц, полномочных утверждать локальные перечни сведений, относимых к государственной тайне. Такое положение создает плодородную почву для различных злоупотреблений, что осложняет работу СМИ и ведет к постоянным конфликтам с компетентными органами.

Анализ правовых норм об информации ограниченного доступа показывает, что многие из них носят декларативный и противоречивый характер. При этом следует учитывать, что если в советский период осуществлялась правовая защита только государственных секретов, то в настоящее время на законодательном уровне урегулирована защита различных видов информации с ограниченным доступом, разглашение (утечка) которой может причинить материальный и моральный вред интересам личности, общества и государства.

Проведение радикальной экономической реформы и движение России по рыночному пути развития привели к сужению сферы государственных экономических и научно-технических интересов, уменьшению объема информации с грифом «государственная тайна» и увеличению объема информации ограниченного доступа, защищаемой на корпоративном и личностном уровнях. Перераспределение объемов информации, защищаемой собственником (пользователем), внесло коренные изменения в теорию и практику защиты государственных и иных охраняемых законом секретов, в том числе и коммерческих.