avangard-pressa.ru

Память как психич. познавательный процесс. Хар-ка видов памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание - Педагогика

Память- психический познавательный процесс в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении информации.
Виды памяти:

1.В зависимости от времени сохранения материала:

v Кратковременная - короткое сохранение информации;

v Долговременная – длительное солхранение информации;

v Оперативная - рассчитанная на сохранение информации в течение определенной деятельности.

2.По характеру цели деятельности:

§ Произвольная - память, которая требует волевого усилия и присутствует задача запомнить.

Эффективность запоминания зависит от целей запоминания, приемов заучивания: механическое (дословное), логический пересказ, образные приемы запоминания.

§ Непроизвольная - запоминание осуществляется без волевых усилий.
3. В зависимости от характера психической активности:

ØДвигательная (моторная)- память на движения;

ØЭмоциональная - память на чувства;

ØСловесно-логическая - запоминание и воспроизведение наших мыслей.

ØОбразная - память на образы.

Процессы памяти:
1. Запоминание - процесс запечатления и последующего сохранения информации.

2.Сохранение - удержание в памяти заученного.

3.Воспроизведение - процесс в результате которого происходит актуализация психики полученной ранее информации

4. Забывание - процесс хар-ся «потерей» закрепленной ранее информации.

Понятие о мышлении. Операции и формы мышления.

Мышление- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Виды мышления:
1. По характеру использования средств
а) наглядно-действенное (для детей от рождения до 3-х лет; работа руками);

б) наглядно-образное (для детей 3-7 лет; опирается на образы);
в) словесно-логическое (оперирует понятие выраженными словами; для взрослых).
2. По характеру решаемых задач
а) теоретическое - направленно на разработку методологических аспектов.
б) практическое - использование результатов на практике.
3. По степени оригинальности и новизны
а) репродуктивное - повторяет полученные ранее кем-то результаты.
б) творческое – творческое; создание новых результатов.

Мыслительные операции:

1. синтез - соединение различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

2. анализ- расчленение объекта на составляющие его части

3. абстрагирование- отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений и выделение в них основного, главного.

4. сравнение- сопоставление свойств отношений предметов или явлений с целью выявления у них общего или различий.

5. обобщение- объединение предметов по их общим признакам

6. конкретизация- это вывод в результате перехода от общего к конкретному.

Формы мышления:

1. Понятие - одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства связи и отношение предметов и явлений, выраженное словом или группой слов.

2.Суждение – логическая форма мышления, в которых выражается связь между 2-мя понятиями.

3. Умозаключение- форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают:

-индукция (умозаключение от частных случаев к общему положению);

-дедукция (вывод от общего суждения к единичному);

-по аналогии (логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства).

Воображение. Основные виды и функции воображения.

Воображение – это процесс преобразующего психического отражения состоящего в создание образов на основе ранее сформированных представлений. Представление - это процесс воспроизведения конкретных образов предметов или явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Виды:

1. В зависимости от участия воли

§ Активное воображение (произвольное) - создание человеком по собственному желанию новых образов, при отсутствии или ослаблении сознательного контроля.

§ Пассивное воображение (непроизвольное) – создание новых образов без определенных намерений человека, при отсутствии или ослаблении сознательного контроля.
2 . По характеру создаваемого образа

§ Творческое – создание новых образов в процессе творч. деятельности.

§ Репродуктивное – создание образов на основе ранее воспринятого.

Приемы создания образов:
1. Аглюценация - создание новых образов но основе «склеивания» частей имеющихся образов.
2. Акцентрирование - создание образов путем подчеркивания тех или иных черт.
3. Гипербализация - создание образование, основанное на существенном преувеличении или преуменьшении характеристик или элементов.
4. Антиципация - способность психики и организма подготовиться к реакции на какое-то событие до его наступления.

Функции воображения:
1. Представляет действительность в образах и позволяет пользоваться ими.

2. Регулировка эмоциональных состояний

3. Произвольная регуляция познават. процессов и состояний чел-ка

4. Формирование внутренних планов действий

5. Планирование и программирование деятельности.