avangard-pressa.ru

Память и ее характеристики. - Педагогика

Память – способность к закреплению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Существуют три главных процесса, синтез которых представляет память как целостное образование психики: первый – запоминание или запечатление в сознании человека полученной информации, где происходит анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование; второй – хранение –это удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени; третий – воспроизведение, то есть процесс активизация закрепленного ранее содержания психики, появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе которого лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений. Формой воспроизведения является узнавание – процесс появления в сознании следов при повторном восприятии объектов.

Объем – это важнейшая характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. Точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Кратковременная память – это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная память представляет собой процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации. Оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные и т.п. образы. Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации. Двигательная память – это память на движения.

Непроизвольная память – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий; произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия. В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольная память, так как они еще не умеют, не могут сознательно управлять процессами памяти.

Мышление и интеллект.

В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы, т.е. оно выходит за пределы чувственно данного познания. Мышление связано с наличием проблемной ситуации и предполагает внутреннюю направленность субъекта на достижение цели, поиск решения. К мыслительным операциям относятся обобщение, абстрагирование, конкретизация, анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация. Обобщение – мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном.

Формы мышления: понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов; суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Существуют классификации видов мышления по форме, степени развернутости, степени новизны найденного способа решения задачи, характеру решаемых задач. Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок мыслит действуя. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4–7 лет. Ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Словесно-логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для него характерно использование понятий, логических конструкций.

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Воображение и творчество.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Ассоциация – создание целостного образа из его элементов.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений (в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии). Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.)

Агглютинация представляет собой «склеивание» различных несоединимых в повседневной жизни качеств, частей. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Примером схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

С репродуктивным воображением соотносится такое направление в искусстве, которое называется натурализмом. Считается, что по картинам И. И. Шишкина можно изучать флору и фауну русского леса, так как все растения на его полотнах написаны с «документальной» точностью. Творческому воображению соответствует импрессионизм. С фантастическим воображением соотносится фантастика как направление в литературном творчестве.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. К функциям внимания относятся отбор, удержание.

Свойства внимания. Устойчивость – способность в течение длительного времени сох- ранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности. Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов. Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Эффективность переключения внимания зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности. Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий. Объем внимания – характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (72 единиц информации).

Если внимание «срабатывает» автоматически, без волевой регуляции, то говорят о непроизвольном внимании. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью, организованностью и повышенной устойчивостью. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых способен сам по себе привлечь и удерживать внимание. Послепроизвольное внимание возникает в результате изменения мотивации, когда объект становится значимым, интересным и ценным для человека.